"Polovinnoe.Ru" представляет очерк колхозника-пенсионера Г.Е. Воскобойникова о деревне Воздвиженка, написанный в 1968 году.
В 1968 году деревне Воздвиженке со дня ее основания исполнилось 80 лет. Хотя для населенного пункта это не так уж много, но прошедшие годы заключают в себе такие разительные перемены в жизни и быту народа вообще и нашей Воздвиженки в частности, каких не было, вероятно, на протяжении нескольких предыдущих столетий. Иногда мы с интересом читаем историю городов, в которых никогда не были, и в то же время не знаем истории своего родного села или деревни, где родились и живем.
Это относится и к воздвиженцам, из которых немногие смогут ответить вам на такие интересующие всех вопросы, как, например: когда была основана на этом
месте Воздвиженка, кто были первые поселенцы, откуда и при каких обстоятельствах они сюда прибыли?
Детское творчество сегодняшей Воздвиженки. Фото Сергея Петрова.
Мне известно многое из рассказов и воспоминаний моего деда, а позднейшие события - из личных наблюдений. Мой дед и его сверстники в молодости были крепостные графа Кочубея, жили на Украине в Черниговской губернии, Новгород - Северский уезд, село Старая Гута, оттуда и прибыли сюда, в Сибирь. В то время не говорили, как сейчас, в Зауралье. По их представлению Сибирь начиналась к востоку от Уральских гор. Почему они покинули свои родные края? Вот что рассказывал мой дед:
Как известно, крепостных крестьян хотя и отпустили на волю, но земли им уделили мало, или совсем не давали. Да и земля там, где они жили, на берегах реки Десны, была песок сыпучий да лес. Если не удобрить перегноем (навозом), то хоть не сей. Плохо родила земля - 20-30 пудов жита (ржи) с десятины. Это в урожайный год, а случится засуха - и на семена не соберешь. Небольшие наделы земли, которые были даны при раскрепощении, с течением времени, по мере роста семьи, дробились при дележе хозяйства, а потом уж и делить стало невозможно. Вот это и явилось причиной переселения на "Сибирские просторы".
Шел 1886 год. Царское правительство, учитывая, видимо, недовольство крестьян нехваткой земли на Украине и в других центральных губерниях,
призывало всех желающих переселиться в Сибирь, на Урал, где земли было много неосвоенной, пустующей, предназначенной для переселенцев. Были
учреждены для этой цели переселенческие пункты в уездных городах, туда и обращались ходоки (уполномоченные) с надлежащими документами.
Вот с такими полномочиями летом 1886 года и прибыли в Челябинский переселенческий пункт два крестьянина, Шульгин и Воскобойников из Черниговской губернии. Им предложили поехать в село Куртамыш к надзирателю. В его ведении было несколько волостей, в которых было еще много свободных участков земли для переселенцев, из которых можно было выбрать себе любой. В Куртамыше надзиратель направил их в Становскую волость и дал письменное распоряжение лесо объездчику, которые были при каждой волости, показать ходокам все участки, назначенные под переселение, для выбора.
Наши ходоки выбрали себе участок под названием Степное (так называлось небольшое озерко, которое по нынешнем временам находится между Косолапово и Речным). На этом участке и решили селиться. При выборе участка учитывали плодородие почвы. Очень боялись песку, и его действительно на всем участке не было, но и лесу тоже не было. Земля на всем участке хорошая, плодородная, это было главное. Вполне удовлетворенные выбором поехали обратно в свою Гуту. Но ехать они могли только от Златоуста на запад, а на восток в, то время не было еще железной дороги и они шли пешком. На выбранный участок им выдали документы на право заселения его, а окончательное оформление на право заселения и ограничение (межевание) нарезки производилось по фактическому заселению из расчета пять десятин всех угодий на душу мужского пола, которые были во время отвода земли в наличии.
Маленькие воздвиженцы. 2011 год. Фото Сергея Петрова.
По прибытии в Старую Гуту уполномоченные оповестили всех посылавших их , а их было около полусотни дворов, о результатах своей поездки. Осветили основные вопросы: какая там земля, по скольку ее дадут, какие бывают урожаи. Ответы вполне устраивали селян. Решили ехать в Сибирь на новые вольные земли. Встал вопрос, когда и как ехать? Поскольку была уже осень, решили перезимовать и выехать на лошадях весной с наступлением тепла, а за зиму подготовить все необходимое для дальней дороги. Главное - здесь потребуется хорошая выносливая лошадь и прочная телега с будкой, чтобы можно было укрыться от дождя, ведь ехать придется все лето, пройти расстояние около трех тысяч верст, да и ночевать в степи у хуторов.
В 1887 году в начале июня, когда подросла трава, тронулись в путь далёкий. Останавливались только для того, чтобы немного отдохнуть и накормить коней в удобных для этого местах. Приехали на свой участок Степное 14 сентября по старому стилю. В тот день был церковный праздник "Воздвижение креста". Вот почему, когда встал вопрос о том, как назвать свою деревню, кто-то сказал: "Поскольку пришли на это место в воздвижение, то назовем ее Воздвиженкой. Так и записали в документах с небольшой приставкой Ново-Воздвиженка. Но так писали только в официальных документах, а фактически деревню называли Степное по озеру.
Поскольку была уже осень, нужно было успеть до наступления больших холодов обеспечить себя жильем, принялись за постройку землянок. Лес отпускало лесничество из казенных лесов. А кто имел сбережения, купили себе в соседних деревнях готовые жилые деревянные избы, но их было мало, не более пяти на всю деревню, остальные построили себе землянки, самые примитивные: до окон копали яму в земле, окна на уровне горизонта, стены из дерна (пластов). Крыли тоже пластами.
Пришла зима с ее метелями, которая показала новоселам, что такое снежный буран в степи. Землянки были маленькие и их заносило за ночь снегом так, что торчала из снега только одна дымовая труба. И лишь по ней можно было определить, что здесь изба, а в ней люди. Утром, кто первым вылезал из под снега, шел к соседу, и если не шел дым, кричал в трубу:
- Эге-гей! Шо вы там, живие еще?
Ему отвечали тоже в трубу:
- Живие, кум. Скажи, пожалуйста, шо там наверху, чи день, чи ночь. Бач як занэсло и вокны и двири, шо и свету божего ни бачим. Откопай, кум, пожалуйста, нам двэри, а то нам их и отпэрти нельзя, снег не пускае.
Но прошла зима и весной эта так опостылевшая степь оделась в пышный ковер зеленой травы и цветов, и новоселы простили ей зимние проказы. Но некоторые не выдержали и уехали в другие места. На оставшихся, весной была оформлена земля (нарезка), которую разделили по душам и оставили под пастбище скота, которым постепенно стали обзаводиться.
Проводы зимы в Воздвиженке. 2011 год. Фото Сергея Петрова.
Первые годы жили очень бедно, особенно те, которые не имели лошадей, несколько семей пришли только с котомкой за плечами. Они сразу же по прибытии пошли батрачить в окрестные села к богатым мужикам-старожилам, в Степное, Косолапово, Речное, Дулино. Вскоре попы узнали, что у новоселов молодежь почти все мужчины грамотные, а местные старожилы все поголовно неграмотные. Школы были только в больших селах при церквях, церковно-приходские, да и те в стадии организации, а в деревнях школ вообще не было, как и учителей. И вот, хотя приехавшие новоселы сами окончили только начальную церковно-приходскую, их попы усиленно вербовали в учителя. В то время, видимо, и такой подготовки было достаточно.
Таким образом, стали учителями, хотя временно, мой отец Воскобойников Е.Г., Воскобойников Я.П., два брата Янковых, Кошалев А.М., Пухалов Д.Я., Поскачеев. В то время учитель церковно-приходской школы был учителем только зимой, а весной, как только окончил обучение ребят, отбирали у них учебники и сдавали обратно попу. И больше он уже не учитель, никто ему летом не платил, как теперь. А осенью, если поп найдет нужным нанять его, то договаривались на следующий сезон о жаловании, и он снова учительствовал зиму.
День пожилого человека в Воздвиженке. 2011 год.
На Степном земля была хорошая, и урожаи были неплохие, но зимой было плохо. И степновцы стали просить надзирателя переменить им участок.
Насмотрели они, тоже на территории Становской волости, прекрасный участок или, как тогда называли, "статью" под названием "Горбуновская" - озеро,
окруженное лиственным и сосновым лесом, вода в нем щелочная, хорошая для и стирки, и купания, называлось оно Беломойное. Но эта статья предназначалась для наделения землей николаевских солдат, и нашим степновцам отказали. Годом позднее на берегу этого озера, в обширной березовой роще поселились тоже переселенцы из Черниговской губернии, только по их словам, они поселились на этом участке самовольно и их
хотели выгнать. Было их всего девять дворов, и они упросили надзирателя и землеустроителя, которые приехали прогнать их, отвести им земли на этой
статье. А до этого им один сведущий человек посоветовал быстрее сделать землянки: если будет оседлость, то не выгонят. Так они и сделали.
Надзиратель и землеустроитель погорячились, покричали, грозились прислать полицию и судить, но все-таки смирились и удовлетворили просьбу,
приказали оформить списки в волостном управлении и доставить им в Куртамыш, а после этого обещали оформить нарезку. Вскоре приехал землемер, оформил нарезку. Когда встал вопрос о том, как назвать эту маленькую деревню, новоселы стушевались и не знали, что сказать. Тогда землеустроитель, желая, видимо, увековечить свою фамилию, предложил назвать деревню Лаврентьевкой. Возражений не поступило.
Так 80 лет назад в 1888 году на месте, где в настоящее время расположена Воздвиженка, в обширной березовой роще, на полянке, на берегу озера Беломойное, возник хутор в 9 дворов - Лаврентьевка. Так ее записали, а фактически называли Горбуновкой, потому что находилась она на статье Горбуновской. Первыми поселенцами были 4 двора Пильниковых, Кобзарев И. , Шульженко Е., Белов Н., Мельников Р., Бабченко О. Здесь в противоположность Степному, никогда никаких буранов и сугробов не было, снег падал ровно. Вот на эту статью и нацелились наши степновцы. Долго им отказывали и только в 1899 году просьбу удовлетворили, Степновцы переехали в Горбуновку в 1900 году. Селились рядом с горбуновцами.
Стала деревня в 43 двора. Так прожили около 10 лет и решили соединиться в одно земельное общество. Вопрос встал опять: какое из двух названий оставить? И так как ново-воздвиженцев было больше, решили оставить Ново-Воздвиженку, но приставку "Ново" решили отбросить, видимо, как устаревшую.
Школы не было до осени 1902 года, а осенью решили просить попа (половинского) открыть в деревне школу. Поп согласился, договорился с учителем, тоже нашим деревенским, выдал ему книги для первой группы. Школа работала на частной квартире в горнице. Парт не было, вместо них две доски на всю комнату, одна пониже для сидения, другая повыше. Первую зиму учеников было 16 человек (в том числе автор этих строк). Первый учитель был у нас Андрей Прокопьевич (фамилию не помню). Он проучил нас только две зимы и уехал куда-то как безземельный. До 1924 года школа помещалась по частным квартирам, обычно в одной комнате. И только в 1924 году было построено помещение, в котором школа находится и в настоящее время.
Водитель полуторки из Воздвиженки . 40-е годы.
Преподавание в школах до революции повсеместно (и на Украине) было только на русском языке. Но наряду с русским в церковно-приходских школах обучали еще и церковно-славянскому языку. Все это было дополнительной нагрузкой ученикам, и учиться было очень трудно. Все школы были тогда трех групп (трехклассные). Окончив их, сдавали экзамены. Сдавшие успешно, получали свидетельство и похвальный лист, а сдавшие посредственно - только свидетельство. Желающие продолжать обучение могли поступить в двухклассное училище, эти были уже от министерства народного просвещения (в Куртамыше, Птичьем). Срок обучения в них был тоже три года. Окончившие их уже сами были учителями и получили соответствующий документ.
Из крестьян желающих было мало обучаться: связано с дополнительными расходами, да и по другим разным причинам. Вот, например, когда я окончил свою школу (учился хорошо), мать говорит отцу:
- Надо отдать Гришку в Куртамыш, в двухклассную.
Отец отвечает:
- Ладно хватит, дома работать некому. Больше учиться будет, с ума сойдет, молиться не будет. Вон Вася у попа, как только студентом стал, так и молиться
перестал.
А Вася, единственный сынок у попа, учился в то время в Казанском университете на юридическом факультете, и хотя там Володи Ульянова уже не было, но атмосфера, видимо, и после него осталась не располагавшая студентов к молитвам. Но я люблю читать, много прочел художественной литературы и благодаря этому до некоторой степени расширил свой кругозор.
Только по Воздвиженке было заведено 28 подобных дел.
Приблизительно с 1910 года стали ставить хорошие крестовые дома, и вскоре деревня по всем показателям сравнялась с соседними старыми селами, а по некоторым даже превзошла их. Так, например, уже при Советской власти, в 1920 году, во время продразверстки вывезли в Шумиху зерна больше, чем с любого другого села в окрестности.
Старый клуб в Воздвиженке. Фото 50-х годов.
На первое января 1968 года по данным сельского Совета в Воздвиженке 146 дворов, колхозников колхоза "Весна". В настоящее время Воздвиженка выглядит довольно прилично. Имеются клуб со стационарной киноустановкой, медпункт, магазин. В домах колхозников электричество и радио, появились телевизоры, много мотоциклов и т.д. Каждый двор выписывает газеты и журналы, а лет 60 тому назад вся Горбуновка выписывала два экземпляра газет.
В 1969 году нашему колхозу исполнится 40 лет. За это время он несколько раз укрупнялся и разукрупнялся, менялись названия, сменилось много председателей. В общем, колхоз имеет свою историю, описать которую, будем надеяться, возьмется кто-нибудь из молодых.
Обелиск в Воздвиженке в честь Победы.
Р.S. Эта статья, как вы поняли, была написана в 1968 году. С тех пор много произошло событий не лучшую сторону. Колхоз обанкротили, развалили, и он прекратил свое существование. Воздвиженку постигла такая же участь, как и многих тысяч деревень России. В настоящее время население деревни в
основном пенсионного возраста, работы практически нет.
В газете "Голос целинника" за декабрь 1979 года была опубликована заметка об открытии здания нового Дома культуры в Воздвиженке на 350 мест.
А вот что стало с ДК через 20 лет:
Рисунки воздвиженца Владимира Степановича Забродина
Представляем вашему вниманию зарисовки деревни Воздвиженка, созданные Владимиром Степановичем Забродиным в 60-х годах.